МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 4 г.Балабаново»
г. Балабаново
  • Информационная безопасность

    В понятие информационной безопасности образовательного учреждения входит система мер, направленная на защиту информационного пространства и персональных данных от случайного или намеренного проникновения с целью хищения каких-либо данных или внесения изменений в конфигурацию системы. Вторым аспектом понятия станет защита образовательного процесса от любых сведений, носящих характер запрещенной законом пропаганды, или любых видов рекламы.

    В составе массивов охраняемой законом информации, находящейся в распоряжении образовательного учреждения, можно выделить три группы:

    • персональные сведения, касающиеся учащихся и преподавателей, оцифрованные архивы;
    • ноу-хау образовательного процесса, носящие характер интеллектуальной собственности и защищенные законом;
    • структурированная учебная информация, обеспечивающая образовательный процесс (библиотеки, базы данных, обучающие программы).

    Детские безопасные сайты

    • www.bravica.com/ru/best/kids.htm

         Ссылки на электронные детские сайты и порталы

      www.wildwebwoods.org/popup.php?lang=ru

         Познавательная он-лайн игра для детей разного возраста по безопасному поведению в сети интернет

      http://lingualeo.ru

         Английский язык — изучение он-лайн, игровая форма. Больше подходит для детей старшего возраста.

      http://maps.google.com

       Он-лайн карты мира. http://www.solnet.ee/ Развивающие, обучающие игры для самых маленьких и еще много интересного и для родителей.

      http://www.allforchildren.ru

       Сайт для детей и родителей, на котором много полезного и интересного для развития детей разных возрастов. Загадки, колыбельные, потешки и скороговорки, задачи и головоломки, уроки по рисованию, поделки, энциклопедия, множество игр для дома и улицы.

      http://www.nd.ru/DK

        Страничка для юных почемучек и изобретателей, описание опытов и много справочной информации.

      http://www.cterra.com/

         Сказки народов мира , аудиосказки , стихи , коллекция мультфильмов , конкурсы , раскраски и др.

      http://www.1001skazka.com

        На сайте можно скачать аудиофайлы — сказки, аудиокниги.

      http://vkids.km.ru

        Игры для детей разного возраста. Есть мультимедиа-уроки.

      http://membrana.ru

        Информационно-образовательный интернет-журнал о новых технологиях.

      http://www.teremoc.ru

        Детский сайт с развивающими играми, загадками, ребусами, мультфильмами.

      http://www.murzilka.org

        Сайт журнала «Мурзилка» со стихами, раскрасками, конкурсами и другой полезной информацией.

      https://ladushki.ru

        Сайт для малышей.

      http://toys-speak.com/

        Детский сайт «Буратино»: детские сказки, библиотека, аудио-сказки, видеотека.

    •  The Virtual Middle School Library 

    • https://www.sldirectory.com/virtual.html

      Указатель сайтов для школьников, студентов и их учителей.

      Think Quest Library     https://sur.ly/i/library.thinkquest.org

      Коллекция из более чем 5000 сайтов, созданных студентами для студентов. Включают немало школьных предметов.

    Родителям

    Педагогам

    Спецификой обеспечения ИБ является состав характерных угроз. К ним относится не только возможность хищения или повреждения данных хакерами, но также деятельность учащихся. Подростки могут сознательно или ненамеренно повредит оборудование или заразить систему вредоносными программами.

    Угрозам намеренного или ненамеренного воздействия могут подвергаться следующие группы объектов:

    • компьютерное и другое оборудование образовательной организации, в отношении которого возможны воздействия вредоносного ПО, физические и другие воздействия;
    • программное обеспечение, применяемое в учебном процессе или для работы системы;
    • данные, которые хранятся на жестких дисках или портативных носителях;
    • дети и подростки, которые могут подвергаться стороннему информационному воздействию;
    • персонал, поддерживающий работу ИТ-системы.

    Угрозы информационной безопасности образовательного учреждения могут носить непреднамеренный и преднамеренный характер. К угрозам первого типа относятся:

    • аварии и чрезвычайные ситуации – затопление, отключение электроэнергии и т. д.;
    • программные сбои;
    • ошибки работников;
    • поломки оборудования;
    • сбои систем связи.

    Особенностью непреднамеренных угроз является их временное воздействие. В большинстве случаев результаты их реализации предсказуемы, достаточно эффективно и быстро устраняются

    Методические и справочные материалы

    МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОГРАНИЧЕНИЮ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ ДОСТУПА ОБУЧАЮЩИХСЯ К ВИДАМ ИНФОРМАЦИИ, РАСПРОСТРАНЯЕМОЙ ПОСРЕДСТВОМ СЕТИ «ИНТЕРНЕТ», ПРИЧИНЯЮЩЕЙ ВРЕД ЗДОРОВЬЮ И (ИЛИ) РАЗВИТИЮ ДЕТЕЙ, А ТАКЖЕ НЕ СООТВЕТСТВУЮЩЕЙ ЗАДАЧАМ ОБРАЗОВАНИЯ

         Термины и сокращения

    Термин или сокращение

    Описание

    Образовательные организации

    Общеобразовательные организации;

    Организации дополнительного образования;

    Организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие образовательную деятельность по программам основного и дошкольного образования;

    Дошкольные образовательные организации;

    Профессиональные образовательные организации, а также учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

    Негативная информация

    Виды информации, распространяемой посредством сети "Интернет", причиняющей вред здоровью и (или) развитию детей, а также не соответствующей задачам образования

    Методические рекомендации 

    Методические рекомендации по ограничению в образовательных организациях доступа обучающихся к видам информации, распространяемой посредством сети "Интернет", причиняющей вред здоровью и (или) развитию детей, а также не соответствующей задачам образования, направленные Минобрнауки России письмом от 28.04.2014 N ДЛ-115/03 в адрес субъектов Российской Федерации

    Единый реестр

    Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети "Интернет" и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено

    Реестр НСОР

    Реестр несовместимых с задачами образования ресурсов

    РБОС

    Перечень сайтов в сети "Интернет", рекомендованных и одобренных для использования в образовательном процессе. Реестр безопасных образовательных сайтов реализуется Временной комиссией Совета Федерации по развитию информационного общества

    Сайт

    Сайт в сети "Интернет"

    СКФ

    Система контентной фильтрации, обеспечивающая ограничение доступа обучающихся к видам информации, распространяемой посредством сети "Интернет", причиняющей вред здоровью и (или) развитию детей, а также не соответствующей задачам образования

    Федеральный закон N 436-ФЗ

    Федеральный закон от 29 декабря 2010 г. N 436-ФЗ "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию"

    Методические рекомендации

    Методические рекомендации по ограничению в образовательных организациях доступа обучающихся к видам информации, распространяемой посредством сети "Интернет", причиняющей вред здоровью и (или) развитию детей, а также не соответствующей задачам образования

    Закон "Об образовании"

    Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"

    Черный список

    Контентная фильтрация и ограничение доступа обучающихся к информации, включенной в Перечень видов информации, запрещенной к распространению посредством сети "Интернет", причиняющей вред здоровью и (или) развитию детей, а также не соответствующей задачам образования

    Белый список

    Контентная фильтрация и предоставление доступа обучающимся к сайтам в сети "Интернет", включенным в реестр безопасных образовательных сайтов

    Совет

    Совет по обеспечению информационной безопасности обучающихся в образовательной организации

    Портал СКФ

    Информационный портал Временной комиссии Совета Федерации по развитию информационного общества по реализации методических рекомендаций по ограничению в образовательных организациях доступа обучающихся к видам информации, распространяемой посредством сети "Интернет", причиняющей вред здоровью и (или) развитию детей, а также не соответствующей задачам образования, по адресу www.скф.единыйурок.рф


     

         Введение

    С 2006 года федеральными органами государственной власти Российской Федерации осуществляется целенаправленная деятельность, связанная с ограничением в образовательных организациях доступа обучающихся к негативной информации.
     

    Министерство образования и науки Российской Федерации в 2006 году разработало методические и справочные материалы для реализации комплексных мер по внедрению и использованию программно-технических средств, обеспечивающих ограничение доступа обучающихся образовательных учреждений к ресурсам сети "Интернет", содержащим информацию, несовместимую с задачами образования и воспитания.
     

    В 2011 году Минобрнауки России направило в субъекты Российской Федерации Правила подключения общеобразовательных учреждений к единой системе контент-фильтрации доступа к сети "Интернет", утверждённые Министром образования и науки Российской Федерации Фурсенко А.А. (письмо от 28 сентября 2011 г. N АП-1057/07).
     

    Принятие в 2010 году Федерального закона N 436-ФЗ, а также последующее принятие иных законов, в том числе внесших дополнения и изменения в Федеральный закон N 436-ФЗ, существенно изменило условия ограничения в образовательных организациях доступа обучающихся к негативной информации.
     

    В 2014 году Минобрнауки России, Минкомсвязи России и Временная комиссия Совета Федерации по развитию информационного общества разработали методические рекомендации по ограничению в образовательных организациях доступа обучающихся к видам информации, распространяемой посредством сети "Интернет", причиняющей вред здоровью и (или) развитию детей, а также не соответствующей задачам образования.
     

    С 2016 по 2018 год Временная комиссия Совета Федерации по развитию информационного общества анализировала практику использования данных методических рекомендаций, а в адрес Минобрнауки России и Минкомсвязи России поступали обращения граждан и организаций, связанных с реализацией данного документа.
     

    На основе результатов мониторинга безопасности образовательной среды, проведенного Временной комиссией Совета Федерации по развитию информационного общества весной 2017 года в рамках реализации Указа Президента Российской Федерации от 1 июня 2012 г. N 761 "О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы", и предложений, выдвинутых со стороны органов власти и представителей педагогической общественности, для включения в перечень рекомендаций парламентских слушаний "Актуальные вопросы обеспечения безопасности и развития детей в информационном пространстве", прошедшие в Совете Федерации 17 апреля 2017 года, было решено актуализировать методические рекомендации на основе правоприменительной практики и дополнить новыми положениями для повышения эффективности данной работы в образовательных организациях:
     

    1. Актуализировать перечень видов информации, распространяемой посредством сети "Интернет", причиняющей вред здоровью и (или) развитию детей, а также не соответствующей задачам образования;
     

    2. Обеспечить ежегодный мониторинг и единые правила тестирования проверки качества работы использования средств контентной фильтрации (СКФ) в образовательных организациях;
     

    3. Реализовать вместо Реестра несовместимых с образованием ресурсов (Реестр НСОР) Реестр безопасных образовательных сайтов, который позволит централизованно организовать категоризацию безопасных сайтов для использования в образовательном процессе и оптимизировать работу по использованию средств контентной фильтрации.
     

    4. Актуализировать систему организационно-административных мероприятий, направленных на защиту детей от видов информации, распространяемой посредством сети "Интернет", причиняющей вред здоровью и (или) развитию детей, а также не соответствующей задачам образования, в том числе уточнить необходимый перечень мероприятий и необходимые образовательным организациям комплекты образцов локальных актов;
     

    5. Включить положения в текст методических рекомендаций, связанных с организацией работы СКФ в части финансирования и права образовательных организаций использовать различные технические решения по ограничению доступа обучающихся к видам информации, указанных в методических рекомендациях 2014 года;
     

    6. Сформировать перечень организаций, на которых распространяется действие методических рекомендаций;
     

    7. Уточнить порядок ответственности за качество СКФ.
     

         Основные положения

    Методические рекомендации по ограничению в образовательных организациях доступа обучающихся к видам информации, распространяемой посредством сети "Интернет", причиняющей вред здоровью и (или) развитию детей, а также не соответствующей задачам образования (далее - методические рекомендации) разработаны в рамках реализации пункта 7 плана мероприятий по реализации Концепции информационной безопасности детей на 2018-2020 годы, утверждённого приказом Минкомсвязи России от 27 февраля 2018 г. N 88.
     

    Методические рекомендации направлены на выработку согласованного подхода по ограничению в образовательных организациях доступа обучающихся к негативной информации.
     

    Методические рекомендации содержат комплекс мер, направленных на защиту детей от негативной информации при осуществлении ими использования сети "Интернет" из образовательной организации.
     

    Методические рекомендации разработаны Временной комиссией Совета Федерации по развитию информационного общества совместно с Министерством просвещения Российской Федерации, Министерством цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации и Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
     

    Концепция методических рекомендаций была рассмотрена и поддержана на заседании Временной комиссии Совета Федерации по развитию информационного общества 13 июля 2018 года.
     

    МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РЕАЛИЗАЦИИ МЕР, НАПРАВЛЕННЫХ НА ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ ДЕТЕЙ В СЕТИ "ИНТЕРНЕТ"

    Методические рекомендации по реализации мер, направленных на обеспечение безопасности детей в сети «Интернет», (далее – Рекомендации) разработаны на основе положений:

    1. Федерального закона от 29.12.2010 № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию»;

    2. Концепции информационной безопасности детей, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 2 декабря 2015 г. № 2471-р;

    3. рекомендаций парламентских слушаний «Актуальные вопросы обеспечения безопасности и развития детей в информационном пространстве», прошедших в Совете Федерации 17 апреля 2017 года;

    4. международной практики деятельности государственных органов по обеспечению защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию, и саморегулированию в сети «Интернет».

    Рекомендации направлены на расширение в Российской Федерации практики внедрения механизмов обеспечения информационной защиты несовершеннолетне пользователей организациями и физическими лицами, осуществляющими деятельность в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (далее – организации и физические лица), посредством разработки и администрирования Интернет-ресурсов, сервисов и других технических программных решений.

    Рекомендации носят рекомендательный характер и содержат:

    1. принципы организации зашиты несовершеннолетних пользователей, рекомендованные к руководству в повседневной работе организаций и физических лиц;

    2. меры по организации защиты несовершеннолетних пользователей в сети «Интернет», включающие необходимые организационные мероприятия, перечень функций и опции сайтов и сервисов для детей и родителей (законных представителей).

    Принципы обеспечения реализации комплекса мер, направленных на обеспечение безопасности детей в сети «Интернет»

    При реализации комплекса административных и организационных мер, направленных на обеспечение безопасности детей в сети «Интернет», организациям и физическим лицам рекомендуется учитывать международную практику обеспечения информационной безопасности детей:

    1. Статьи 13, 17, 34 «Конвенции о правах ребенка» Генеральной Ассамблеи ООН обязывают государства-участников обеспечивать разработку «надлежащих принципов защиты ребенка от информации и материалов, наносящих вред его благополучию», а также устанавливать необходимые ограничения прав самого ребенка, включая «свободу искать, получать, передавать информацию и идеи любого рода». Статья 19 Конвенции закрепляет обязанность государств принимать «все необходимые законодательные, административные, социальные и просветительные меры с целью защиты ребенка от всех форм физического или психологического насилия, оскорбления или злоупотребления, отсутствия заботы или небрежного обращения, грубого обращения или эксплуатации, включая сексуальное злоупотребление, со стороны родителей, законных опекунов или любого другого лица, заботящегося о ребенке»;

    2. Статья 20 «Международного пакта о гражданских и политических правах» от 16 декабря 1966 г. предусматривает, что «всякая пропаганда войны», а также «всякое выступление в пользу национальной, расовой или религиозной ненависти, представляющее собой подстрекательство к дискриминации, вражде или насилию, должно быть запрещено законом»;

    3. Пункт 5 Статьи 9 Палермского Протокола от 15 ноября 2000 года предусматривает введение запрета на производство и оборот материалов, пропагандирующих преступления, связанные с торговлей людьми, включая пропаганду порнографии, эксплуатации проституции и иных коммерческих сексуальных услуг;

    4. Статья 15 Модельного закона «Об основных гарантиях прав ребенка в государстве» № 14-9, принятого постановлением на четырнадцатом пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств-участников СНГ от 16 октября 1999 г., устанавливает основные гарантии защиты ребенка от информации, пропаганды и агитации, наносящих вред его здоровью, нравственному и духовному развитию. Закон обязывает органы государственной власти принимать меры по защите ребенка от информации, пропаганды и агитации, наносящих вред его здоровью, нравственному и духовному развитию, в том числе, от национальной, классовой, социальной нетерпимости, от рекламы алкогольной продукции и табачных изделий, от пропаганды социального, расового, национального и религиозного неравенства, а также от распространения печатной продукции, аудио- и видеопродукции, пропагандирующей насилие и жестокость, порнографию, наркоманию, токсикоманию, антиобщественное поведение.

    Примечание:

    Важно отметить, что Европейский суд по правам человека признал защиту нравственности в демократическом обществе легитимной целью ограничения свободы выражения мнения, в соответствии с частью 2 статьи 10 «Европейской конвенции по правам человека». Суд подтвердил, что государства вправе принимать законы, ограничивающие распространение информации и идей, несмотря на их достоинства «как произведений искусства или как вклада в публичное обсуждение проблем», в том числе устанавливать контроль и классификацию информационной продукции. При нарушении закона предусмотрено применение штрафных мер, конфискации и других санкций, вплоть до уголовных, когда это необходимо в интересах защиты нравственности и благополучия конкретных лиц или групп лиц /таких как дети), нуждающихся в особой охране, в связи с недостатком зрелости или состоянием зависимости.

    К правовым основам информационной безопасности детей на территории Российской Федерации можно отнести:

    1. Федеральный закон от 29 декабря 2010 г. № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию», регулирующий отношения, связанные с защитой детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию, в том числе от такой информации, содержащейся в информационной продукции;

    2. Федеральный закон от 3 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», устанавливающий обязанность органов государственной власти Российской Федерации принимать меры по защите ребенка от информации, пропаганды и агитации, наносящих вред его здоровью, нравственному и духовному развитию, в том числе от национальной, классовой, социальной нетерпимости, от рекламы алкогольной продукции и табачных изделий, от пропаганды социального, расового, национального и религиозного неравенства, от информации порнографического характера, от информации, пропагандирующей нетрадиционные сексуальные отношения, а также от распространения печатной продукции, аудио- и видеопродукции, пропагандирующей насилие и жестокость, наркоманию, токсикоманию, антиобщественное поведение.

    В соответствии с приказом Минкомсвязи России от 16.06.2014 № 161 «Об утверждении требований к административным и организационным мерам, техническим и программно-аппаратным средствам защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию», требования к административным и организационным мерам, техническим и программно-аппаратным средствам защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию, применяются при обороте информационной продукции, содержащей информацию, запрещенную для распространения среди детей, в соответствии с частью 2 статьи 5 Федерального закона от 29 декабря 2010 г. № 436-Ф3 «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию», в местах, доступных для детей, а также при предоставлении, в соответствии с частью 1 статьи 14 Федерального закона № 436-Ф3 доступа к информации, распространяемой посредством информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети «Интернет», в местах, доступных для детей.

    При этом, в целях обеспечения информационной безопасности детей, организациям и физическим лицам рекомендуется реализовать комплекс административных и организационных мер, технических и программно-аппаратных средств защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию.

    Общие положения Методических рекомендаций о реализации мер, направленных на обеспечение безопасности детей в сети «Интернет»

    Организациям и физическим лицам, осуществляющим деятельность в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», рекомендуется реализовать положения приказа Минкомсвязи России от 16.06.2014 № 161 «Об утверждении требований к административным и организационным мерам, техническим и программно-аппаратным средствам защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию» и нижеуказанный перечень административных мер защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию:

    1. Издавать нормативные локальные акты, направленные на обеспечение защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию, и ознакомление с ними ответственных работников;

    2. Осуществлять внутренний контроль за обновлением и соблюдением законодательства Российской Федерации о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию, за соответствием применяемых административных и организационных мер защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию, принципам и нормам информационной безопасности детей, включая критерии определения информационной продукции (информации), распространение которой на территории Российской Федерации запрещено или ограничено, установленные в действующих нормативных правовых актах Российской Федерации, в разъяснениях Верховного Суда Российской Федерации, а также общепризнанные нормы международного права, закрепленные в международных договорах Российской Федерации и рекомендациях международных организаций;

    3. Обеспечивать оперативное рассмотрение претензий, жалоб или запросов органов власти, организаций и граждан Российской Федерации о нарушениях законодательства Российской Федерации о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию, включая несоответствие применяемых административных и организационных мер защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию, а также о наличии доступа детей к информации, запрещенной для распространения среди детей, и направление мотивированного ответа о результатах рассмотрения таких обращений, жалоб или претензий. В случае обращений со стороны органов власти, необходимо обеспечить предоставление информации и ответа в сроки, указанные в соответствующем обращении, но не позднее одного месяца с момента получения обращения;

    4. Способствование выявлению правонарушений и преступлений, совершенных в отношении несовершеннолетних с использованием сети «Интернет», путем организации необходимых действий, указанных в запросах правоохранительных органов и органов прокуратуры;

    5. Обеспечивать работу служб поддержки и исключения возможности трудоустройства в данные службы кандидатов, которые могут не подходить для работы, связанной с контактами с детьми: лишенные права заниматься педагогической деятельностью в соответствии со вступившим в законную силу приговором суда; имеющие или имевшие судимость, подвергающиеся или подвергавшиеся уголовному преследованию (за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по реабилитирующим основаниям) за преступления против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконного помещения в психиатрический стационар, клеветы и оскорбления), половой неприкосновенности и половой свободы личности, против семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, основ конституционного строя и безопасности государства, а также против общественной безопасности; имеющие неснятую или непогашенную судимость за умышленные тяжкие и особо тяжкие преступления; признанные недееспособными в установленном федеральным законодательством порядке:

    6. Обеспечивать регулярный аудит систем мониторинга и фильтрации запрещенной для детей информации;

    7. Оперативно удалять персональные данные детей, опубликованные на сайте либо сервисе с целью причинения вреда здоровью и (или) развитию ребенку или группе детей, чьи персональные данные были опубликованы, и направлять информацию о лицах, разместивших данную информацию для вышеуказанных целей, и лицах, участвующих в реализации вышеуказанных целей, в правоохранительные органы с целью привлечения данных лиц к ответственности.

    Важным аспектом реализации административных мер защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию, является повышение информационной компетентности в сфере кибербезопасности детей и их родителей (законных представителей). В связи с этим рекомендуется организациям и физическим лицам, осуществляющим деятельность в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», реализовывать следующие меры:

    1. Создавать и размещать на регулярной основе социальную рекламу и реализовывать другие просветительские меры, направленные на пропаганду информационной безопасности среди несовершеннолетних пользователей и их родителей (законных представителей);

    2. Разместить информацию о контактах, включая интернет-ссылки и телефоны, соответствующих некоммерческих организаций и органов власти, осуществляющих деятельность в сфере обеспечения информационной безопасности детства;

    3. Осуществлять сотрудничество с органами власти, образовательными организациями и некоммерческими организациями в целях повышения информационной культуры несовершеннолетних пользователей и их родителей (законных представителей) путем осуществления совместных просветительских проектов, создания образовательных ресурсов, разработки рекомендаций и материалов для обучения безопасной работы с сайтами или сервисами и в иных целях.

    Обмен информацией между пользователями

    В данную категорию входят интернет-ресурсы и технические программные решения, направленные на предоставление возможности двум и более пользователям в сети «Интернет» обмениваться информацией в любой форме, например, социальные сети, мессенджеры, сервисы электронной почты и другие, которым рекомендуется реализовать следующие меры:

    1. Обеспечить внедрение функций приватности, оставив в результатах поиска внутри ресурса либо сервиса и (или) внешних поисковых систем следующую информацию из профилей зарегистрированных несовершенных пользователей: фамилия и имя, фотография (аватар) и дата рождения;

    2. Обеспечить исключение из публичного доступа неограниченному кругу лиц персональных данных детей в виде геометок, номера телефона и информации об образовательном учреждении, в котором проходит обучение ребенок;

    3.Включить в форму регистрации вопроса о возрасте пользователя и, в случае отметки пользователем о недостижении им совершеннолетия, предоставление возможности подключения родителей (законных представителей) для совместного управления аккаунтом;

    4.Предоставить пользователям настройки предварительной модерации комментариев других пользователей перед публикацией в своем профиле;

    5. Обеспечить внедрение функции, позволяющей ограничить взаимодействие детей с запрещенным для детей информационным контентом и включение данной функции по умолчанию;

    6. Разработать механизм родительского контроля, предоставляющий возможность родителям отслеживать список друзей ребенка, его местонахождения и его активности;

    7. Ограничить допуск детей в возрасте до 12 лет до каналов и сообществ, содержащих нежелательный контент для детей, и разработать механизмы предупреждения о нежелательном контенте для остальных возрастных групп до 18 лет в соответствии с возрастной классификацией информации, предусмотренной Федеральным законом от 29 декабря 2010 г. № 436-Ф3 «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию»;

    8. Исключить для несовершеннолетних пользователей рекламу, ориентированную на вовлечение детей в противоправные действия и в политическую деятельность, и рекламу нежелательного контента для детей;

    9. Разработать функционал, позволяющий авторам при публикации и распространении контента для более двух лиц разместить возрастную маркировку «запрещено для детей», и обеспечить невозможность просмотра данного материал несовершеннолетними пользователями;

    10. Разработать правила для физических лиц и юридических лиц об использовании сайта или сервиса в качестве канала распространения информации для более двух пользователей, объединенных в группы, каналы и другие формы распространения информации.

    Информационные сайты

    В данную категорию входят интернет-ресурсы и технические программные решения, предоставляющие пользователям сети «Интернет» в одностороннем порядке информацию общественного, политического, либо другого характера, которым рекомендуется реализовать следующие меры:

    1. Разместить знак информационной продукции и (или) текстовое предупреждение об ограничении ее распространения среди детей, соответствующие одной из категорий информационной продукции, установленных частью 3 статьи 6 Федерального закона от 29 декабря 2010 г. № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию»;

    2.  До просмотра мультимедиа (видео, фотографии, комментарии и другого контента), в котором может содержаться запрещенная для детей информация, разместить текстовый или графический знак информационной продукции для предупреждения о недопустимости просмотра данного контента детьми;

    3. При наличии функций, позволяющих пользователям обсуждать и комментировать контент, рядом с каждым сообщением должна быть предусмотрена функция жалобы в администрацию ресурса о нарушении законодательства в сфере информационной защиты детей.

    Кроме этого, администрации информационного сайта рекомендовано обеспечивать контроль за распространяемой информацией как на собственном сайте, так и на других сайтах, используемых администрацией информационного сайта.

    Интернет-сервисы

    В данную группу входят интернет-ресурсы и технические программные решения, направленные на предоставление своим пользователям различных товаров и(или) услуг, например, интернет-магазины, приложения, игры и другие, которым рекомендуется реализовать следующие меры:

    1. При продаже товаров и услуг, которые включают информационный контент, запрещенный для детей и отдельных возрастных категорий в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2010 г. № 436-Ф3 «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию», администрация интернет- сервиса обязана запросить дополнительную информацию о покупателе (Ф.И.О.; возраст, телефон) и, в случае недостижения пользователем возраста продажи либо непредоставления данной информации, отказать в продаже товара или оказания услуг;

    2. При предоставлении товаров и услуг, ориентированных на взрослых, подробная информация о них должна быть недоступна. Краткая информация должна содержать возрастную маркировку, текстовое предупреждение о недопустимости просмотра данного товара или услуги до момента согласия пользователя об ответственности за последствия просмотра подробной информации;

    3. Разработать методы родительского контроля, позволяющие родителям ознакомиться с историей оказанных их ребенку услуг или приобретенными им товарами, настраивать доступные ребенку категории товаров или услуг и ограничить возможности ребенка по получению ими возмездных или безвозмездных товаров или услуг.

    Поисковые системы

    В данную группу входят интернет-ресурсы и технические программные решения, направленные на организацию поиска по запросу пользователя информации в сети «Интернет» и (или) информации в рамках интернет-ресурса или технического программного решения, на котором организован поиск информации, например, поисковые системы, системы поиска для сайтов и другие, которым рекомендуется реализовать следующие меры:

    1. Разработать механизм предупреждения пользователей о нежелательном для детей контенте, выдающемся в результатах поиска;

    2. Разработать механизм безопасного поиска, предназначенного для родителей (законных представителей) и позволяющего при включении ограничить допуск несовершеннолетних пользователей к нежелательному контенту;

    3. Исключить из результатов поиска персональные данные детей в форме ссылок на аккаунты в социальных сетях;

    4. Использовать средства контентной фильтрации для выявления запрещённой для детей информации.

    Ресурсы, содержащие информацию, запрещенную для детей

    В данную группу входят интернет-ресурсы и технические программные решения, публикующие и распространяющие информационный контент, запрещенный для детей в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2010 г. №436-ФЭ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» и отдельными законодательными актами Российской Федерации, которым рекомендуется реализовать следующие меры:

    1. До ознакомления с информацией, публикуемой администрацией интернет-сервиса и запрещенной для детей в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2010 г. № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» и отдельными законодательными актами Российской Федерации, пользователь должен пройти регистрацию, указав Ф.И.О., номер телефона и возраст. Дальнейший доступ к информации должен быть разрешен только для совершеннолетних граждан, и, в случае недостижения пользователем совершеннолетнего возраста, администрация интернет- ресурса обязана отказать в регистрации и ограничить самостоятельный доступ к сайту.

    Организациям и физическим лицам рекомендуется исключить рекламу данных Интернет-ресурсов или технических программных решении, включая размещение информации об их работе, контенте и другой информации в сети «Интернет», для неограниченного круга лиц, среди которых могут быть несовершеннолетние пользователи.

    МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОСНОВАМ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ С УЧЁТОМ ИНФОРМАЦИОННЫХ, ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ, ТЕХНИЧЕСКИХ И КОММУНИКАТИВНЫХ АСПЕКТОВ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

    Цифровая репутация

    Старая пословица гласит «Написанное пером, не вырубишь и топором». В Интернете эта пословица получила название «Цифровая репутация».

    Цифровая репутация - это негативная или позитивная информация в сети «Интернет» о пользователе.

    Компрометирующая информация, размещенная в интернете, может серьезным образом отразиться на реальной жизни. К такой информации можно отнести место жительства, учебы, финансовое положение, особенности характера и рассказы о близких - все это накапливается в сети. "Цифровая репутация" - это имидж, который формируется из информации в интернете.

    Многие молодые люди легкомысленно относятся к публикации личной информации в Интернете, не понимая возможных последствий:

       Уже сегодня существуют программы и сервисы, которые анализируют интересы, записи на стене, увлечения, высказывания, фотографии и другие данные, опубликованные потенциальными кандидатами на работу. В случаях несоответствия описания кандидата результатам, работодатели отказывают в работе.

       Имеются неоднократные примеры, когда за некорректные комментарии или фотографии уволены стюардессы, учителя, госслужащие, сотрудники крупных компаний.

    Комментарии, размещенная информация и действия пользователя в сети «Интернет» не исчезают после их удаления самим пользователем – они сохраняются в поисковых системах и других сайтах, на которых любой желающий может с ними ознакомится, в том числе с намерением причинить вред.

    Например, при отправке кому-либо фотографии:

       Ее могут переслать дальше или показать кому-нибудь еще.

       Ее могут разместить в интернете.

       Ее могут увидеть одноклассники, учителя, родители, совершенно чужие люди.

       Ее могут комментировать незнакомые люди, в частности присылать оскорбительные комментарии, подвергнуть унижению и террору и даже звонить.

       Ее могут увидеть ваши дети, ваш партнёр, работодатель, коллеги по работе или учебе в будущем.

    Кроме этого, публикуя фотографии или другие медиафайлы, на которых вы или ваши друзья показаны не в очень выгодном свете, вы можете испортить репутацию не только себе, но и знакомым.

    Необходимо помнить, что действия и слова пользователя в интернете могут повлечь за собой критику как обычных пользователей, так и киберхулиганов.

    Отправляя какую-либо информацию незнакомым людям, например, участвуя в каких-либо обсуждениях в комментариях, на форумах и беседах, можно сформировать негативное отношение к себе со стороны других людей, в частности у них может появится желание мести.

    Так можно пожалеть о размещении комментария в виде замечания в группе новостей по отношению к человеку и, удалив его, крайне удивиться, что этот комментарий уже прочитан десятками или сотнями людей и столько же людей перенаправили его по разным адресам, а в адрес пользователя поступают угрозы, и он заблокирован сайтом или администрацией данной группы в социальной сети.

    Для защиты своей информации в социальных сетях пользователи могут самостоятельно настроить свои настройки приватности, например, ограничив доступ к некоторой или всей информации на своем аккаунте для всех зарегистрированных и незарегистрированных пользователей, для своих друзей и подписчиков или к отдельной группе пользователей.

    Основные советы по защите цифровой репутации:

       Перед публикацией любой информации, например, публикацией фотографии или осуществлении любого действия, например, комментирования какого-либо поста в сети «Интернет» необходимо подумать о возможных последствиях и защите себя и близких сейчас и в будущем;

       Установить в настройках профиля ограничения на просмотр профайла и его содержимого;

       Нельзя размещать и указывать информацию, которая может кого-либо оскорбить, обидеть или унизить.

    Сетевой этикет. Кибербуллинг

    В ходе сетевого общения необходимо придерживаться следующих правил поведения:

       Помнить о том, что ведется диалог с человеком и не забывать об эмоциональной сфере. В ходе дискуссии можно очень легко ошибиться в толковании слов собеседника, забыв, что собеседник имеет чувства, привычки, позицию и мировоззрение.

       Необходимо следить за формулировками и используемой лексикой, избегать жаргонной и ненормативной лексики и соблюдать правила орфографии и пунктуации, поскольку любая информация может быть включена в новый контекст и поменять смысл.

       Необходимо правильно выбирать модель поведения, ведь принимаемая в одном месте, она может быть неприемлема в другом. Оказавшись на новом сайте, в группе или новом блоге, сначала необходимо ознакомиться с правилами и прочитать, как и о чем говорят участники дискуссии, узнать методы и форматы общения и только после этого вступать в дискуссию. Также общение с друзьями может включать в себя некую расслабленность, но в коммуникации с коллегами, начальством или другими лицами - это не допускается.

       Проверять достоверность фактов и информации перед публикацией. Недостоверная информация способна вызвать негативную оценку со стороны собеседников.

       Необходимо обратить внимание на логичность текста, который должен быть выстроен так, чтобы в нем не было ни одной «логической дыры» и обобщений, чем могут воспользоваться для опровержения собеседники.

       Нельзя распространять личные данные, позволяющие идентифицировать пользователя, поскольку в реальной жизни его могут найти для причинения вреда его здоровью, а в сети невозможно быть абсолютно уверенным в том, что собеседник - это тот человек, за которого он себя выдает.

       Помнить об отсутствии анонимности в сети и действии законов в сетевом пространстве. Выдавая себя за кого-то другого, оскорбляя и запугивая других пользователей, распространяя запрещенную информацию и осуществляя другие действия, незаконные или запрещенные администрацией сайта или сервиса, помнить о том, что администрация сайта или сервиса и правоохранительные органы могут определить любого пользователя по его IP-адресу.

    При ответе на замечания в сети «Интернет» необходимо придерживаться следующих правил:

       избегать открытого противоречия;

       сохранять спокойный, доброжелательный тон;

       с уважением относиться к позиции собеседника;

       подчеркивать позитивные моменты, признавать правоту собеседника;

       быть лаконичным.

    Однако в сети «Интернете» пользователь может стать жертвой издевательств, хулиганства и бойкота, а также преследоваться сообщениями, содержащими оскорбления, агрессию и запугивание. Такие действия имеют общее название – это кибербуллинг или виртуальное издевательство.

    Английское слово буллинг (bullying, от bully – драчун, задира, грубиян, насильник) обозначает запугивание, унижение, травлю, физический или психологический террор, направленный на то, чтобы вызвать у другого страх и тем самым подчинить его себе.

    Зачастую кибербуллинг рассматривается специалистами как социальное давление, перенесенное в плоскость электронного общения путем использования электронной почты, социальных сетей, смс-сообщений, мессенджеров и других средств коммуникации в Интернете.

    Независимо от формы проявления кибербуллинг может причинить значительный вред жертве, а в крайних случаях привести к самым трагическим последствиям.

    Обычно выделяют следующие виды кибербуллинга:

       Оскорбление происходит посредством оскорбительных комментариев и вульгарных обращений, происходящих в публичном пространстве интернета;

       Домогательство от незнакомцев, адресованное конкретно пользователю;

       Клевета путем выставления жертв в неблагоприятном свете с помощью различных материалов или информацией;

       Использование фиктивного имени, когда кто-то выдает себя за другого человека, используя пароль жертвы, либо создает поддельную страницу на ее имя, где размещает лживый и унизительный контент или отправляет различные сообщения друзьям и знакомым жертвы негативного характера для ухудшения отношения к жертве.

       Публичное разглашение личной информации осуществляется путем распространения личной информации для шантажа или оскорбления жертвы.

    Чтобы противостоять кибербуллингу, необходимо следовать ряду правил.

    Одноразовые оскорбительные сообщения лучше игнорировать, поскольку обычно агрессия прекращается на начальной стадии.

    В случае их продолжения, в том числе регулярного, необходимо игнорировать такие сообщения и не стоит угрожать хулигану «найти и наказать». Это лишь спровоцирует хулигана на продолжение конфликта и социального давления, что усугубит ситуацию.

    Неоднократно в практике имеются случаи, когда киберхулиганы могут специально создавать поводы, заставляя сердиться свою жертву до такой степени, что она рано или поздно отвечает разгневанным или оскорбительным замечанием. После такой реакции киберхулиган уведомляет администраторов сайта или сервиса о недопустимом содержимом и нарушении правил пользования услугами сети, после чего аккаунт жертвы блокируется.

    Следующим этапом является бан или внесение в черный список агрессора, функция которого предусмотрена во всех сервисах, имеющих функцию общения. В программах обмена мгновенными сообщениями есть возможность блокировки отправки сообщений с определенных адресов, а для смс-сообщений для этого достаточно обратиться по телефону в службу поддержки оператора.

    Пользователь также имеет возможность заблокировать самого хулигана, обратившись с жалобой в адрес администрации сайта, потребовав применить санкции в отношении обидчика и даже удаление его аккаунта. Жалобу необходимо сопроводить скопированной или сохраненной информацией фактов поступивших сообщений, в частности угроз.

    При наличии угроз жизни и здоровью кибербулинг может перейти в реальную жизнь, вместе с подтверждениями можно обратиться в правоохранительные органы для защиты пользователя и его близких, действия обидчиков могут попадать под статьи действия Уголовного кодекса и Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации.

    Если же пользователь стал свидетелем кибербуллинга, то ему необходимо:

       выступить против преследователя или хулиганов, указав на правовые последствия данных действий;

       поддержать жертву, которой нужна психологическая помощь;

       сообщить администрации сайта или сервиса о случившемся с просьбой предпринять соответствующие меры.

    Технологии информационного воздействия

    В идеологическом противоборстве большое место занимают технологии информационно-психологического воздействия (манипулирования).

    Технология в современной коммуникативной науке – это совокупность приемов, методов и средств, используемых для достижения конкретных целей, в частности для осуществления деятельности на основе рационального ее «расчленения» на процедуры и операции с их последующей координацией, синхронизацией и выбором оптимальных средств и методов их выполнения.

    Технологии информационно-психологического воздействия в массовых информационных процессах базируются на использовании возможностей для воздействия на массовое и индивидуальное сознание аудитории и молодежи в частности.

    Организации, группы лиц и отдельные лица в сети «Интернет» зачастую используют в своем арсенале воздействия на личность самые разные средства – от способствующих процессу формирования террористических позиций, так и вызывающих реакции страха, неуверенности, психологической напряженности. Эти технологии применяются в качестве средства разрушения политической стабильности в обществе, а также формирования террористической идеологии.

    Основные технологии воздействия на общественное сознание через Интернет

       Манипулирование истинной информацией.

       Тенденциозный подбор тем и материалов.

       Эмоциональное комментирование, представление происходящего.

       Технология влияния на деформацию образов, внедрение в общественное сознание элементов нестабильности, дезорганизованности, хаоса, неуверенности и страха.

       Использование контента как канала доведения до населения дезинформации.

       Технологии манипуляции с опросами общественного мнения.

       «Эффект CNN» (тенденциозное представление информации).

       Эксплуатация всевозможных слухов, которые могут целенаправленно влиять на информационно-психологический климат в обществе.

       Использование контента как инструмента непосредственного доведения до отдельной личности, общества и органов государственной власти угроз, ультиматумов, «импульсов» диктата и устрашения.

    Рассмотрим некоторые технологии более подробно.

    Технология «манипулирования с истинной информацией» является одной из наиболее широко распространенных технологий информационно-психологического воздействия на общественное сознание. Так, организованное блокирование части информации или запрет на выражение точки зрения противоположной стороны при акцентировании политически выгодных тем может вызвать у пользователей реакцию, которая будет неадекватной происходящим в действительности событиям.

    Технология влияния контента на деформацию архетипических образов – одна из технологий для воздействия на общественное сознание, посредством которой осуществляется внедрение в общественное сознание элементов нестабильности, дезорганизованности, хаоса, неуверенности и страха. Эта технология состоит в воздействии на стереотипы, установки, сложившиеся у населения конкретной страны, в вытеснении из общественного сознания доминирующей национальной идеи, объединяющего морального начала и рассчитана на реализацию в долгосрочном, стратегическом плане.

    «Эффект CNN» – одна из технологий для воздействия на общественное сознание через СМИ, заключается в демонстрации потрясающих психику аудитории актуальных событий в реальном масштабе времени. Благодаря эффекту «присутствия» пользователя в гуще событий (например, при бомбардировках городов) достигается эмоциональное усиление оказываемого на аудиторию психологического воздействия, которое закрепляется нацеленным комментарием.

    В политических процессах активно используются манипулятивные технологии. Все политические технологии манипулирования поведением человека действуют в ограниченном временном и функциональном диапазоне. Степень их эффективности определяется духовной зрелостью людей, их готовностью обманываться. Глубинной основой политических манипулятивных технологий является конструирование мифов, обращение не к разуму человека, а к глубинам подсознания. Люди позволяют собой манипулировать, сбрасывая ответственность за свои поступки на так называемых манипуляторов. Метод политических мифов – направлен на изменение основы ориентации человека, в качестве которой служит складывающаяся в мозгу определенная картина мира, с которой сравниваются явления, наблюдаемые в окружающей среде. Изменение картины мира может происходить внедрением в сознание политических мифов, позволяющих заменить целостное мировоззрение фрагментарным, изменить объективную картину мира, приводя к неадекватному искаженному пониманию реальности, своего рода психическим сдвигам.

    Примеры технологий воздействия, которые могут влиять на ценностные установки пользователей Интернета:

       Анонимный авторитет – излюбленный прием введения в заблуждение, активно используемый в различных группах. Одним из самых эффективных методов влияния является обращение к авторитету, который может быть религиозным или политическим деятелем, ученым или представителем другой профессии.

       «Будничный рассказ» – «будничное» или «обыденное» изложение информации используется, например, для адаптации человека к информации явно негативного, вызывающего отрицание, содержания. Предполагается, что пользователь, многократно сталкиваясь с информацией такого рода, перестает реагировать на самые чудовищные преступления и массовые убийства, происходящие в обществе. Наступает психологический эффект привыкания.

       «Забалтывание» – метод используется, когда необходимо снизить актуальность или вызвать негативную реакцию к какому-либо явлению. Метод «забалтывания» нередко применяется для создания «информационного шума», когда нужно скрыть какое-то важное событие или главную проблему, в его основе лежит эффект размытия внимания, за счет большого объема текста с малой информационной нагрузкой.

       Эмоциональный резонанс – данную технику определяют как способ создания у пользователей определенного настроения с одновременной передачей пропагандистской информации. Эмоциональный резонанс позволяет снять психологическую защиту, которую на мыслительном уровне выстраивает человек, сознательно пытаясь оградиться от пропагандистского или рекламного «промывания мозгов».

       Эффект бумеранга – организация тотальной травли своего оппонента, она приводит к тому, что в итоге он начинает вызывать жалость и симпатию у широкой аудитории.

       Эффект ореола – базируется на коварном психологическом свойстве – человеческой склонности мыслить «ложными аналогиями» и состоит из двух распространенных стереотипов–заблуждений: 1. «Рядом – значит вместе». Вследствие этого феномена нахождение рядом со знаменитым или высокопоставленным человеком несколько повышает статус в глазах окружающих. 2. Второй стереотип – человека, добившегося весомых успехов в какой-то конкретной области, окружающие считают способным на большее и в других делах.

       Эффект первичности – в современной пропаганде существует принцип: человек, сказавший миру первое слово, всегда прав. Здесь срабатывает один из эффектов восприятия: мы склонны отдавать предпочтение той информации, что поступила первой. Изменить уже сформировавшееся мнение очень трудно.

       Информационная блокада – замалчивание или заведомо искаженное описание происходящего.

    Инструменты коммуникации: электронная почта, социальные сети и мессенджеры

    Электронная почта - это технология и предоставляемые ею услуги по пересылке и получению электронных сообщений, которые распределяются в компьютерной сети.

    Обычно электронный почтовый ящик выглядит следующим образом: имя пользователя @имя домена. Также кроме передачи простого текста, имеется возможность передавать файлы.

    В первую очередь необходимо выбрать правильный сервис электронной почты. Рекомендуется использовать бесплатные почтовые сервисы, которые представлены на рынке достаточно долгое время и соответствуют следующим условиям:

       Имеют авторизацию через защищенное соединение https;

       Имеют двухэтапную авторизацию;

       Имеют функцию «Секретного вопроса»;

       Имеют функцию отключения рекламы в профайле;

       Имеют возможность привязать к аккаунту номер мобильного телефона;

       Имеют функцию защиты от спама и проверки сообщений, приходящих на почту, на предмет наличия вирусного программного обеспечения.

    На следующем этапе необходимо правильно выбрать адрес электронной почты -  почтовый адрес должен быть удобен в произнесении и понятен.

    В названии своего ящика можно использовать реальные имя и фамилию, что позволит облегчить связь с пользователем, однако в названии почты не стоит употреблять посторонние слова, т.к. это может скомпрометировать пользователя. Например, если пользователя зовут Екатерина Иванова, то ее почтовый ящик следует назвать KateIvanova или EkaterinaIvanova, если такие почтовые ящики уже существуют, то следует добавить год рождения или две последние цифры (KateIvanova76 или EkaterinaIvanova1976). Неправильным примером может стать электронная почта с названием «Kotenok1976».

    Вместе с тем специалисты рекомендуют:

       Не указывать в личной почте личную информацию, например, лучше выбрать "музыкальный_фанат@" или "рок2013" вместо "Коля2012"

       Использовать несколько почтовых ящиков: первый для частной переписки с адресатами, к которым имеется доверие, и второй для регистрации на форумах и сайтах.

    Не рекомендуется использовать для регистрации на важных сайтах сервисы, предоставляющие адрес электронной почты на время, поскольку в дальнейшем восстановить доступ к такой почте будет невозможно.

    После получения адреса электронной почты можно пройти регистрацию в социальных сетях.

    Первоначально социальные сети были созданы для упрощения общения между людьми. В них можно делится своими мыслями, идеями, заводить новые знакомства и поддерживать общение со старыми друзьями.

    Теперь страничка в социальных сетях – это не только виртуальное Я человека, но и инструмент формирования имиджа пользователя, поэтому так необходимо внимательно относиться к тому, как она выглядит.

    Чтобы обезопасить себя в социальных сетях, пользователю нужно придерживаться различных правил.

    Перед регистрацией в социальных сетях необходимо ознакомиться с политикой конфиденциальности, условиями использования и безопасности, а также другими условиями, поскольку данному ресурсу будут предоставлены не только персональные данные, но и, скорее всего, через него будут осуществляться покупки.

    При регистрации необходимо указание реальных имени и фамилии, поскольку в случае утери доступа к аккаунту паспортные данные пользователя смогут стать подтверждением факта принадлежности аккаунта. При публикации аватара необходимо помнить, что использование для этой цели чужой фотографии может привести к блокировке аккаунта со стороны администрации.

    При регистрации в новой социальной сети или сервисе обычно запрашивается возможность поиска друзей или коллег по электронной почте, которые уже зарегистрированы на сайте или сервисе. Рекомендуется не раскрывать адреса электронной почты друзей и знакомых, поскольку, используя полученные данные, сайты или сервисы смогут рассылать электронные сообщения от имени пользователя всем пользователям из списка контактов.

    При работе в социальной сети в первую очередь необходимо ограничить список друзей. В друзьях любого пользователя не должно быть случайных и незнакомых людей. Мошенники могут создавать фальшивые профили, чтобы получить от пользователя или его друзей информацию.

    Публикуя информацию, необходимо помнить о цифровой репутации и не размещать информацию личного характера, которая может быть использована против пользователя: пароли, телефон, адрес, и другую личную информацию, которая позволяет узнать окружение, интересы и виды активности пользователя. Стоит заполнять только обязательные пункты раздела «о себе», которые помечены звездочкой.

    В частности, именно через социальные сети злоумышленники ищут данные, которые используются в качестве секретного слова или пароля.

    Особенно необходимо обратить внимание на настройки геолокации. Собрав информацию о перемещениях пользователя и его частых местах пребывания, злоумышленники смогут спланировать любое преступление. Кроме этого, лучше избегать размещения фотографий в Интернете, где по местности можно определить местоположение, кроме публичных и туристических мест.

    Не стоит афишировать свое финансовое благосостояние: информация о приобретении машины, квартиры и путешествии может послужить мотивацией для грабителей. Примером данной ситуации служит история, когда злоумышленники ограбили квартиру во время отпуска ее хозяев, узнав о планируемом отпуске и его сроках из аккаунта сына в социальной сети.

    Данное правило также распространяется на всю публикуемую на странице информацию, в том числе на репосты из публичных страниц либо со страниц своих друзей, добавленные видео и фотографии и список групп и страниц, на которые подписан пользователь.

    Таким образом, перед публикацией необходимо проводить внутреннюю модерацию, оценивая уровень уверенности, безопасности и адекватности публикуемой информации.

    В этой связи особую актуальность приобретает установка настроек приватности, которые рекомендуется установить на максимальном уровне, предоставив возможность доступа к информации, публикуемой на аккаунте, только друзьям. Рекомендуется также разграничить информацию, которую могут увидеть друзья, коллеги или одноклассники, родители, коллеги, педагоги и другие лица, что позволит не смешивать среди ваших друзей работу/учебу и отдых, а некоторые лица не должны знать все.

    Получая от своего друга странное или подозрительное сообщение, нельзя быть уверенным в том, что его аккаунт не был взломан. Также необходимо относиться с осторожностью к приглашениям зарегистрироваться в той или иной социальной сети, вступить в какое-либо сообщество, скачать файл, проверяя ведет ли присланная ссылка на безопасный сайт или страницу. Рекомендуется оперативно связаться с отправителем альтернативным способом, например, по телефону, чтобы убедиться в том, что именно этот человек отправил вам данное сообщение.

    Многие социальные сервисы предоставляют возможность использования внутри социальной сети различные приложения, в том числе игры, а авторизацию через социальную сеть использовать при посещении других сайтов. Перед использованием такой функции необходимо удостовериться в безопасности данного приложения или сайта, поскольку через данный канал злоумышленникам могут перейти различные личные данные.

    Особая категория аккаунтов в социальных сетях – это фейки. Фейки - это поддельные страницы реальных людей с идентичными фотографиями и данными. Чаще всего фейковые страницы создают под профайлы известных людей.  Как отличить фейк от оригинала?

       Фотографии, «вырванные» из других социальных сетей или поисковых сервисов. Многие социальные сети помечают закаченные фотографии своим логотипом либо уменьшают качество фотографии.

       Пустой профайл, на котором не указана подробная личная информация.

       В общении с другими людьми обладатель фейковой страницы обычно пишет общими фразами, никогда не указывает детали.

       От фейковых страниц приходит много спама, так как многие мошенники создают такие странички для накрутки голосов или приглашения людей на свои сайты или группы.

       Если указана школа/университет и год окончания, то проверьте, есть ли в друзьях у данного аккаунта пользователи, указавшие данную школу или вуз. Зачастую фейковые аккаунты создают и раскручивают аккаунт в короткие сроки, а фотографии загружают в одно время.

    В конце отметим, что необходимо помнить, что быть и казаться – разные понятия. То, что демонстрируется в социальных сетях, не всегда соответствует реальности.

    Вместе с социальными сетями многие пользователи используют различные мессенджеры для общения, однако в большинстве мессенджеров можно не только обмениваться текстовыми и фото сообщениями, но и звонить, подписываться на информационные каналы, общаться в чатах, осуществлять покупки и другие действия.

    Как и в социальных сетях, сервисах почт и мессенджерах вопросы сохранения пользовательских данных от коммерческого использования крайне актуальны. Так некоторые сервисы используют полученные данные и продают третьим лицам и рекламодателям, чтобы обеспечить персонализированную рекламу товара или услуги, которой пользователь интересовался или даже обсуждал с другими пользователями.

    Необходимо учитывать данный вопрос при выборе сервиса, в частности многие мессенджеры предоставляют функцию сквозного шифрования, предполагающую возможность прочтения текста только отправителем и получателем, и предполагают удаление сообщений и другого контента с серверов после отправления.

    Многие мессенджеры предоставляют возможность самоуничтожения сообщений после получения их адресатом. Сообщение будет удалено как на устройстве пользователя, так и устройстве получателя, что позволяет обеспечить безопасность переписки и сохранение личных данных.

    Интернет-зависимость

    Интернет-зависимость - навязчивое желание войти в Интернет, находясь офлайн и неспособность выйти из Интернета, будучи онлайн. (Гриффит В., 1996).

    Фактически интернет-зависимость – это расстройство психики, заключающееся в неспособности человека вовремя выйти из сети, а также в постоянном присутствии желания в нее зайти.

    По своим проявлениям она схожа с уже известными формами аддиктивного поведения, например, в результате употребления алкоголя или наркотиков, но относится к типу нехимических зависимостей, то есть не приводящих непосредственно к разрушению организма.

    Главной группой риска в этом виде зависимости являются люди, испытывающие проблемы или дефицит реального общения. Отсутствие коммуникативных навыков погружает их в виртуальный мир, заменяющий им круг реальных друзей.

    Интернет-зависимым такой стиль жизни легче, поскольку позволяет забыть о проблемах в реальной жизни или разногласиях с друзьями или близкими, что приводит к конфликтам с последними, таким образом поддерживая зависимость.

    Зависимость от интернета возникает по ряду причин и может проявляться в различных формах.

    Интернет-зависимость опасна по различным причинам, которые приводят к:

       Снижению концентрации внимания;

       Ухудшению памяти;

       Мыслительным и психическим расстройствам;

       Обострению физических заболеваний;

       Потере времени для жизни.

    Известны многие виды Интернет-зависимости:

       информационная зависимость (стремление постоянно путешествовать по Интернету в бесцельных поисках информации);

       игровая зависимость, когда пользователь «подсаживается» и не может оторваться от онлайн игр, тратя реальные деньги;

       зависимость от интернет-общения;

       зависимость от азартных игр в интернете. Во многом схожа с обычным пристрастием к игре на деньги. Здесь в качестве главной опасности выступают интернет-казино и другие сайты азартных игр, которые действуют по аналогии с настоящими;

       стремление к поиску информации агрессивного или непристойного содержания;

       постоянное стремление к просмотру или скачиванию фильмов и музыки;

       стремление к совершению вредных действий (целенаправленное нарушение правил сетевого этикета, распространение ненужной или вредной информации и т.п.).

       хакерство;

       навязчивое желание тратить деньги и осуществлять ненужные покупки, в частности непроизвольная тяга к покупкам вещей на интернет-аукционах и в онлайн-магазинах;

       пристрастие к виртуальному общению и виртуальным знакомствам (большие объемы переписки, постоянное участие в чатах, веб-форумах, избыточность знакомых и друзей в сети);

       бесконечное скачивание с торрент-трекеров и других источников нелицензионного контента и материалов в целях создания собственной базы и т.д.

    Интернет-зависимые как большинство психически нездоровых людей не осознают тяжести своего состояния и с раздражением и агрессией относятся к попыткам отвлечь их от источника зависимости, но это происходит, когда болезнь зашла уже слишком далеко. До этого еще можно и самостоятельно обнаружить у себя признаки формирующейся зависимости и, если хватит силы воли, вовремя остановиться.

    Для этого состояния характерны следующие признаки:

       потеря ощущения времени при использовании устройства

       эйфория при использовании устройства

       досада и раздражение при невозможности выйти в Интернет, в частности отвращение ко всем остальным видам деятельности

       друзья и знакомые перестают общаться, но это не расстраивает

       интересует только то, что связано с предметом увлечения – играми, социальными сетями и т.п.

       невозможность остановиться при использовании устройства

       использование устройства тайно или тайком от посторонних

    Интернет-зависимые считают, что:

       следует потратить все деньги на покупку новых игр, на увеличение мощности компьютера и улучшение или приобретение подобных функций;

       лучшие друзья – те, которых они встретили в виртуальной среде.

    Зачастую Интернет-зависимые врут о своей зависимости, например, говоря, что занимались чем-то другим, а не проводили время в интернете.

    Однако с любой проблемой можно справиться, если осознавать в этом необходимость.  Для того чтобы не попасть в компьютерную зависимость, помогут следующие действия:

       Для входа в Интернет должна быть обоснованная цель пребывания в интернете. Можно планировать, какие сайты посетить, что там сделать и посмотреть, сколько времени на это выделить. Если работа с устройством в учебных целях, необходимо следить за тем, чтобы не отвлекаться на ненужные ресурсы.

       Необходимо уменьшать количество времени, которое пользователь проводит в интернете, чтобы в конечном итоге свести его к минимуму. Возможно установление временных интервалов для работы и отдыха в интернете, а смартфон можно ограничить графиком проверки сообщения, например, один раз в полчаса, а ночью выключать его.

       Если появилось свободное время, то лучше быть на воздухе, двигаться и заниматься спортом, а также лично общаться с друзьями и знакомыми.

       Необходимо урегулировать режим сна и питания, исключив практику питания за компьютером.

    Аспекты информационной безопасности для родителей (законных представителей) детей

    Вопросы информационной безопасности детей для родителей или законных представителей детей имеют свою специфику, отражающую необходимые им знания для обеспечения защиты детей в информационном пространстве с учетом специфики каждого возраста.

    Общие вопросы для родителей можно представить следующими советами:

       Независимо от возраста ребенка используйте программное обеспечение, помогающее фильтровать и контролировать информацию, но не полагайтесь полностью на него. Ваше внимание к ребенку - главный метод защиты.

       Если ваш ребенок имеет аккаунт на одном из социальных сервисов (LiveJournal, blogs.mail.ru, vkontakte.ru и т.п.), внимательно изучите, какую информацию помещают его участники в своих профилях и блогах, включая фотографии и видео.

       Проверьте, с какими другими сайтами связан социальный сервис вашего ребенка. Странички вашего ребенка могут быть безопасными, но могут и содержать ссылки на нежелательные и опасные сайты (например, порносайт или сайт, на котором друг упоминает номер сотового телефона вашего ребенка или ваш домашний адрес).

       Стимулируйте ваших детей сообщать обо всем странном или отталкивающем.

       Реагируйте, когда они этого не делают (из-за опасения потерять доступ к Интернету дети не говорят родителям о проблемах, а также могут начать использовать Интернет вне дома и школы).

       Будьте в курсе сетевой жизни вашего ребенка. Интересуйтесь, кто его друзья в Интернете так же, как интересуетесь реальными друзьями.

    Возраст от 7 до 8 лет

    В Интернете ребенок старается посетить те или иные сайты, а возможно и чаты, разрешение на посещение которых он не получил бы от родителей. Поэтому родителям особенно полезны будут те отчеты, которые предоставляются программами по ограничению использования Интернета, т.е. родительский контроль или то, что вы сможете увидеть во временных файлах. В результате у ребенка не будет ощущения, что за ним ведется постоянный контроль, однако родители будут по-прежнему знать, какие сайты посещает их ребенок. Дети в данном возрасте обладают сильным чувством семьи, они доверчивы и не сомневаются в авторитетах. Они любят играть в сетевые игры и путешествовать по Интернету, используя электронную почту, заходить на сайты и чаты, не рекомендованные родителями. Советы по безопасности в сети Интернет для детей 7 - 8 лет:

       Создайте список домашних правил посещения Интернета при участии детей и требуйте его выполнения.

       Требуйте от вашего ребенка соблюдения временных норм нахождения за компьютером. Покажите ребенку, что вы наблюдаете за ним не потому что вам это хочется, а потому что вы беспокоитесь о его безопасности и всегда готовы ему помочь.

       Компьютер с подключением к Интернету должен находиться в общей комнате под присмотром родителей.

       Используйте специальные детские поисковые машины.

       Используйте средства блокирования нежелательного контента как дополнение к стандартному родительскому контролю.

       Создайте семейный электронный ящик, чтобы не позволить детям иметь собственные адреса.

       Блокируйте доступ к сайтам с бесплатными почтовыми ящиками с помощью соответствующего программного обеспечения.

       Приучите детей советоваться с вами перед опубликованием какой-либо информации средствами электронной почты, чатов, регистрационных форм и профилей.

       Научите детей не загружать файлы, программы или музыку без вашего согласия.

       Не разрешайте детям использовать службы мгновенного обмена сообщениями.

       В "белый" список сайтов, разрешенных для посещения, вносите только сайты с хорошей репутацией.

       Не забывайте беседовать с детьми об их друзьях в Интернете, как если бы речь шла о друзьях в реальной жизни.

       Не делайте "табу" из вопросов половой жизни, так как в Интернете дети могут легко наткнуться на порнографию или сайты "для взрослых".

       Приучите вашего ребенка сообщать вам о любых угрозах или тревогах, связанных с Интернетом. Оставайтесь спокойными и напомните детям, что они в безопасности, если сами рассказали вам о своих тревогах. Похвалите их и посоветуйте подойти еще раз в подобных случаях.

    Возраст детей от 9 до 12 лет

    В данном возрасте дети, как правило, уже наслышаны о том, какая информация существует в Интернете. Совершенно нормально, что они хотят это увидеть, прочесть, услышать. При этом нужно помнить, что доступ к нежелательным материалам можно легко заблокировать при помощи средств родительского контроля. Советы по безопасности для детей от 9 до 12 лет:

       Создайте список домашних правил посещения Интернета при участии детей и требуйте его выполнения.

       Требуйте от вашего ребенка соблюдения норм нахождения за компьютером.

       Наблюдайте за ребенком при работе за компьютером, покажите ему, что dы беспокоитесь о его безопасности и всегда готовы оказать ему помощь.

       Компьютер с подключением в Интернет должен находиться в общей комнате под присмотром родителей.

       Используйте средства блокирования нежелательного контента как дополнение к стандартному родительскому контролю.

       Не забывайте принимать непосредственное участие в жизни ребенка, беседовать с детьми об их друзьях в Интернете.

       Настаивайте, чтобы дети никогда не соглашались на личные встречи с друзьями по Интернету.

       Позволяйте детям заходить только на сайты из "белого" списка, который создайте вместе с ними.

       Приучите детей никогда не выдавать личную информацию средствами электронной почты, чатов, систем мгновенного обмена сообщениями, регистрационных форм, личных профилей и при регистрации на конкурсы в Интернете.

       Приучите детей не загружать программы без вашего разрешения. Объясните им, что они могут случайно загрузить вирусы или другое нежелательное программное обеспечение.

       Создайте вашему ребенку ограниченную учетную запись для работы на компьютере.

       Приучите вашего ребенка сообщать вам о любых угрозах или тревогах, связанных с Интернетом. Напомните детям, что они в безопасности, если сами рассказали вам о своих тревогах и опасениях.

       Расскажите детям о порнографии в Интернете.

       Настаивайте на том, чтобы дети предоставляли вам доступ к своей электронной почте, чтобы вы убедились, что они не общаются с незнакомцами.

       Объясните детям, что нельзя использовать сеть для хулиганства, распространения сплетен или угроз.

    Возраст детей от 13 до 17 лет

    В этом возрасте подростки активно используют поисковые машины, пользуются электронной почтой, службами мгновенного обмена сообщениями, скачивают музыку и фильмы. Мальчикам в этом возрасте больше по нраву сметать все ограничения, они жаждут грубого юмора, азартных игр, картинок "для взрослых". Девочки предпочитают общаться в чатах, при этом они гораздо более чувствительны к сексуальным домогательствам в Интернете. Зачастую в данном возрасте родителям уже весьма сложно контролировать своих детей, так как об Интернете они уже знают значительно больше своих родителей. Тем не менее, не отпускайте детей в "свободное плавание" по Интернету. Старайтесь активно участвовать в общении ребенка в Интернете.

    Важно по-прежнему строго соблюдать правила Интернет-безопасности - соглашение между родителями и детьми. Кроме того, необходимо как можно чаще просматривать отчеты о деятельности детей в Интернете. Следует обратить внимание на необходимость содержания родительских паролей (паролей администраторов) в строгом секрете и обратить внимание на строгость этих паролей. Советы по безопасности в этом возрасте от 13 до 17 лет:

       Создайте список домашних правил посещения Интернета при участии подростков и требуйте безусловного его выполнения. Обговорите с ребенком список запрещенных сайтов ("черный список"), часы работы в Интернете, руководство по общению в Интернете (в том числе в чатах).

       Компьютер с подключением к сети Интернет должен находиться в общей комнате.

       Не забывайте беседовать с детьми об их друзьях в Интернете, о том, чем они заняты таким образом, будто речь идет о друзьях в реальной жизни. Спрашивайте о людях, с которыми дети общаются посредством служб мгновенного обмена сообщениями, чтобы убедиться, что эти люди им знакомы.

       Используйте средства блокирования нежелательного контента как дополнение к стандартному родительскому контролю.

       Необходимо знать, какими чатами пользуются ваши дети. Поощряйте использование модерируемых чатов и настаивайте, чтобы дети не общались в приватном режиме.

       Настаивайте на том, чтобы дети никогда не встречались лично с друзьями из сети Интернет.

       Приучите детей не выдавать свою личную информацию средствами электронной почты, чатов, систем мгновенного обмена сообщениями, регистрационных форм, личных профилей и при регистрации на конкурсы в Интернете.

       Приучите детей не загружать программы без вашего разрешения. Объясните им, что они могут случайно загрузить вирусы или другое нежелательное программное обеспечение.

       Приучите вашего ребенка сообщать вам о любых угрозах или тревогах, связанных с Интернетом. Напомните детям, что они в безопасности, если сами рассказали вам о своих угрозах или тревогах. Похвалите их и посоветуйте подойти еще раз в подобных случаях.

       Расскажите детям о порнографии в Интернете. Помогите им защититься от спама. Научите подростков не выдавать в Интернете своего реального электронного адреса, не отвечать на нежелательные письма и использовать специальные почтовые фильтры.

       Приучите себя знакомиться с сайтами, которые посещают подростки.

       Научите детей уважать других в интернете. Убедитесь, что они знают о том, что правила хорошего поведения действуют везде - даже в виртуальном мире.

       Объясните детям, что ни в коем случае нельзя использовать сеть для хулиганства, распространения сплетен или угроз другим людям.

       Обсудите с подростками проблемы сетевых азартных игр и их возможный риск. Напомните, что дети не могут играть в эти игры согласно закону.

       Постоянно контролируйте использование Интернета вашим ребенком. Это не нарушение его личного пространства, а мера предосторожности и проявление вашей родительской ответственности и заботы.

    Интернет-ресурсы для педагогических работников

    • Федеральный портал «Российское образование»
    • Содержит информацию о интернет-ресурсах в области образования, ссылки на законы, стандарты и документы, регламентирующие образовательную деятельность.

      Адрес сайта: http://edu.ru

    • KidsWold.ru
    • Справочно- информационный портал дополнительного образования детей.

      Адрес сайта: http://www.kidsworld.ru/

    • Информационный портал «Дополнительное образование»
    • Портал даёт возможность ознакомиться с новыми монографиями, учебными пособиями, статьями по дополнительному образованию детей.

      Адрес сайта: http://www.dopedu.ru

    • Портал «Дополнительное образование»
    • Портал «Дополнительное образование» создан с целью поддержки развития уникальной системы дополнительного (внешкольного) образования в России, ее популяризации.

      Адрес сайта: http://dopedu.ru/

    • Интеллектуально-творческий потенциал России
    • На портале находится информация о всех проектах, входящих в программу "Интеллектуально-творческий потенциал России", организующей предметные заочные конкурсы-олимпиады, конкурсы исследовательских и творческих работ по различным направлениям науки, техники, культуры, разработка социальных проектов, турниры, форумы, фестивали, научные конференции для школьников и педагогов. Портал включает несколько сайтов, содержащих информацию о конкурсах, всероссийских турнирах, форумах и фестивалях, международных образовательных проектах и многом другом.

      Адрес сайта: http://future4you.ru/

    • Внешкольник
    • - это информационно-методический портал о дополнительном (внешкольном) образовании.

      Адрес сайта: dop-obrazovanie.com

      http://easyen.ru/ - современный учительский портал

    • Образовательный портал Kompas-center.ru
    • На портале Компас Центр публикуются методические разработки педагогов и мастер-классы (специально адаптированные для занятий декоративно-прикладным творчеством с дошкольниками и учениками младшего и среднего школьного возраста). В рамках деятельности портала с 2014 г. работает Центр дистанционных конкурсов детского творчества «Компас» (ЦДКДТ «Компас»), который занимается организацией и проведением всероссийских дистанционных конкурсов детского творчества, а также выставок-конкурсов художественного творчества педагогов.

      Адрес: kompas-center.ru

    • Международный образовательный портал "Одарённость.RU"
    • Основное направление деятельности - проведение Дистанционных творческих и интеллектуальных конкурсов для детей и педагогов Всероссийского и Международного уровня.  Возможность публикации учебно-методических наработок.

      Адрес: https://ya-odarennost.ru/

    • Продленка
    • Сайт предоставляет информационную поддержку, возможность поделиться опытом, свидетельства о публикации.

      Адрес сайта- www.prodlenka.org

    • Для педагога
    • Сайт с публикациями, конкурсами. Всероссийские конференции

      Адрес сайта – dlyapedagoga.ru

    • Педразвитие
    • Конкурсы, публикации, курсы, полезные ссылки

      Адрес сайта - pedrazvitie.ru

    • Древо талантов
    • Всероссийские и международные конкурсы. Дипломы

      Адрес сайта - drevo-konkurs.ru

    • Конкурсы и фестивали в Санкт-Петербурге и в Европе
    • Расписание фестивалей, конкурсов

      Адрес сайта - vivat-talent.com

    • Фестиваль.ru
    • Конкурсы, фестивали (вокал, хореография, театральное искусство, инструментальное исполнительство)

    Методические и справочные материалы

    Материалы к урокам безопасного интернета

    Проекты и конкурсы Фонда развития Интернета

    • «Позитивный контент»

      Российский конкурс на лучший интернет-ресурс с позитивным контентом, ориентированный на детско-юношескую аудиторию, был учрежден Российским Оргкомитетом Года Безопасного Интернета в России при поддержке Министерства связи и массовых коммуникаций РФ. Организаторами первого конкурса стали Фонд Развития Интернет, RU-CENTER и Координационный центр национального домена сети Интернет. Впервые конкурс был проведен в 2009 году. Он стартовал 7 апреля 2009 года, в день 15-летия Рунета, и проходил в рамках Года безопасного Интернета в России.

      Конкурс направлен на поддержку команд создателей и разработчиков существующих интернет-ресурсов с позитивным контентом для детей и подростков, а также на стимулирование к созданию и реализации новых интернет-проектов с позитивным контентом для детей и молодежи.

      Популярность конкурса неуклонно возрастает: увеличивается количество поданных заявок, расширяется география проекта, появляются новые номинации. В 2013 году в адрес оргкомитета поступило почти 780 заявок из 27 регионов Российской Федерации. Участниками «Позитивного контента» в этом году стали сайтостроители со всей страны, среди которых представители городов федерального значения, крупных административных центров и малых населённых пунктов регионов России, таких как: село Сакмара (Оренбургская обл.), г. Бутурлиновка (Воронежская обл.), г. Верхняя Пышма (Свердловская область), г. Великий Устюг (Вологодская обл.), г.Малоярославец (Калужская область), г. Полярные Зори (Мурманская обл.), г. Нефтекамск (Республика Башкортостан) и др.

      С 2013 года «Позитивный контент» является национальным этапом Общеевропейской премии за лучший онлайн-контент для детей, организатором которой выступает Европейская сеть Центров безопасного Интернета Insafe.

      Сайт конкурса «Позитивный контент»

    Поделиться страницей

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie